06.04.2020
Приложение №1
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления образования
МО «Хасавюртовскийрайон»
_________________К.Кабардиев
Пр. №______ от «____»______2020г.
Методические рекомендации для педагогов по проведению уроков
с применением дистанционных образовательных технологий
в образовательных организациях
Рекомендуется следующий алгоритм действий педагогических работников и администрации образовательной организации в условиях перехода на реализацию программ с применением дистанционных образовательныхтехнологий.
1. Администрация образовательнойорганизации:
1.1. разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности
организации дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том
числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в
форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный
локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной
организации;
1.2. издает приказ о переходе на дистанционное обучение,
назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации
обучения с помощью дистанционных технологий (например, каждому классному
руководителю поручено отвечать за дистанционное обучение в его классе);
1.3. осуществляет мониторинг необходимого технического
обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий:
определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые
допускаются к использованию в учебном процессе,
определяет ресурсы для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий;
1.4. разрабатывает положение о промежуточной аттестации
обучающихся при организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий;
1.5. информирует обучающихся и их родителей (законных
представителей) о реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе
знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и
итогового контроля по учебным дисциплинам, графиком консультаций;
1.6. осуществляет учет обучающихся, осваивающих
образовательную программу с применением дистанционных образовательных
технологий, а также учет результатов образовательного процесса в электронной
форме;
1.7. в случае отсутствия условий проведения дистанционных
уроков с применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов
и выполненных домашних заданий с учетом минимизации личных контактов, например,
с использованием школьного транспортного средства или использования
информационно-коммуникационных ресурсов администраций сельских поселений.
2. Классный руководитель:
2.1. осуществляет
учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с
применением дистанционных образовательных технологий;
2.2. осуществляет
мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для организации
образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий (наличие компьютера-ноутбука- планшета-телефона с выходом в
интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого
ресурса для видео-взаимодействия);
2.3. осуществляет
контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками. Не реже
одного раза в два дня (а в 5 - 6 классах ежедневно) проводит «видео часы
общения» (20- 30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом)
тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся,
поддержки и формирования учебной самостоятельности;
2.4. выражают свое
отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации
форумов, устных онлайн консультаций, др.
2.5. объясняет родителям,
что при переходе школы на дистанционную форму обучения возрастает роль участия
родителей в процессе образования своих детей, усиливаются такие функции как:
-
создание технических
условий для обучения обучающегося;
-
обеспечение
комфортных условий обучения;
-
соблюдение
расписания уроков;
-
соблюдение
распорядка дня.
3. Учитель-предметник:
3.1. определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации
дистанционной формы обучения по учебному предмету, планирует свою
педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает простейшие,
нужные для обучающихся, ресурсы изадания;
3.2. определяет средства коммуникации; социальные сети, почта, чат,
электронный журнал; формат проведения видео уроков – вебинар, скайп, zoom и
т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего
задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы
организации обратной связи,рефлексии;
3.3. определяет учебный материал для своего учебного предмета, включая
физическую культуру, ИЗО, музыку и т.д. (например, перечни фильмов, спортивных
игр и соревнований, разработка тренировок, творческие работы);
3.4. проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции
рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение (как есть по
плану); обучение с применением дистанционных образовательных технологий
(крупные блоки); режим консультаций для обучающихся после возвращения обучения
на обычный режим;
3.5. определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две (либо
другой временной интервал, который определяет школа) в дистанционной форме
обучения. Домашние задания рекомендовано укрупнить (один-два раза в неделю в
зависимости от учебногопредмета).
3.6. определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и
проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным
взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как ученики
сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как
подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе идр.;
3.7. определяет длительность урока (нахождение ученика за компьютером),
исходя из возрастной категории обучающихся, соблюдая нормативные
требования(СанПиН):
1-х классов
– 10 мин.;
2-5-х
классов – 15 мин.;
6-7-х
классов – 20 мин.;
8-9-х
классов – 25 мин.;
10-11-х
классов – 30 мин.
3.8.
осуществляет регистрацию на сайте Российской электронной школы или иных
рекомендуемых Министерством просвещения образовательных платформах;
осуществляет привязку своих учеников; осуществляет текущий контроль
успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном дневнике и
электронном журнале;
3.9.
формирует темы занятий в электронном журнале;
3.10. определяет
формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о
результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных
технологий.
3.11.
прописывает к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика;
3.12.
предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с
расписанием уроков;
3.12.
проверяет выполненные задания и ставит оценку;
3.14.
независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения учитель для
отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и
обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования,
опроса, решения задач; эссе, рефераты и др. проекты).
4.Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации:
4.1. проводит мониторинг
обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с
выходом в сетьИнтернет;
4.2. проводит мониторинг
использования участниками образовательного процесса рекомендуемых Министерством
просвещения образовательных платформ;
4.3. организует работу «горячей
линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с обязательным анализом их
тематики и оперативным принятием мер по исправлению выявленных проблемных
ситуаций;
4.4. на регулярной основе
производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций,
успешность выполнения обучающимися предлагаемыхзаданий;
4.5. на регулярной основе
производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и
родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке
эмоционального контакта.
5. При реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, а также по
дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации
рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие
программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн
консультация), технических средствобучения.
6. В соответствии с техническими возможностями
образовательная организация организовывает проведение учебных занятий,
консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием
различных образовательныхресурсов.
7. В случае отсутствия возможности использовать базы
данных с готовым материалом, учителя могут разработать свой образовательный
контент, к которому имеют доступ учащиеся, в том числе персональные сайты
педагогов или образовательные платформы, на которых учителя размещают
электронные уроки. При необходимости педагоги вправе воспользоваться
возможностями программ, которые обеспечивают текстовую, голосовую и видеосвязь
между компьютерами через интернет, например, WhatsApp, Skype, Zoom. Программы
позволяют проводить онлайн-занятия в режиме конференции или дополнительно
разъяснять задания через видео- иаудиозаписи.
2.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПЕДАГОГАПРИПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕОБУЧЕНИЕ
2.1. Действия педагога при
переходе на дистанционноеобучение
1.
Выбратьспособпроведениязанятийсучетомрезультатов
мониторинга технической готовности к переходу на дистанционноеобучение.
2. Сформировать
учебныйматериал.
3. Определить формат
взаимодействия сучениками.
4. Определить способ
организации обратной связи иконтроля.
5. Организовать работу на
портале РЭШ или иной рекомендуемой Министерством просвещения образовательной
платформе.
6. Проанализировать проблемы
дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления.
2.2. Формирование учебногоматериала
При формировании учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.
При подготовке к
дистанционным занятиям, учителю рекомендуется составить план всего курса,
соблюдая принцип ответов на вопросы:
- какие результаты должны быть
достигнуты обучающимся?
- как организовать педагогическое
сопровождение усвоения материала?
- какие методы контроля достижения
результатов будут применены?
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д. Учебные материалы могут передаваться через электронный журнал.
2.3.
Проблемы, возникающие при дистанционномобучении
К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1.
Отсутствие живого контакта между педагогом иобучаемым.
Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций.
2.
Отсутствие живого общения междуобучаемыми.
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.
3.
Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала.
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
4.
Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и
доступ винтернет).
Решение: проведение индивидуальных консультаций.
5.
Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.
2.6.
Примерные схемы плана дистанционногоурока
1)
План
урока при наличии условий проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить
учителю-предметнику 1-2 раза в неделю
структуры
урока |
Время, мин. |
Формат взаимодействия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность
обучающегося |
Организационный момент |
2 |
Социальные сети, Групповой
чат, ВКС |
Перекличка, проверка
готовности учеников куроку |
Ответына вопросы педагога |
Объяснение материала |
10 |
Онлайн лекция, Видеоурок,
Фрагмент интерактивногокурса |
Объяснение материала |
Ознакомлениес материалом |
Закрепление
полученных знаний |
10 |
Заданиена самостоятельную
работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылкиназадание) |
Ответына возникающие вопросы |
Самостоятельная работа |
Подведение итогов урока |
7 |
Групповой чат, ВКС |
Обобщение
знаний, фронтальный опрос, включающий вопросынарефлексию |
Ответына вопросы педагога |
Домашнее задание |
1 |
Социальные
сети, Групповой чат, Образовательная платформа РЭШ |
Выдача
ученику домашнего заданияс указанием
сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческоезадание и пр.) |
Фиксирует домашнее, сроки его выполнения
изадаетуточняющие вопросы
педагогу |
2)
План урока при отсутствии условий проведения онлайнзанятий
Элементы структуры урока |
Время, мин |
Формат взаимодействия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Организационный момент |
2 |
индивидуальная консультация, в том числе с использованием телефонной
связи |
Разработка и ознакомление
ученика с его планом работы, проверка
готовностикурокам |
Ответына вопросы педагога |
Выдача ученику изучаемого
материала |
10 |
Кейс-технологии: включаютвсебе теоретический, практический
материал, итоговое задание
(материалы на электронномили бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом |
Инструктирование
по работе с кейсом |
Ответына вопросы педагога |
Актуализация полученных
знаний |
30 |
Консультирование
в соответствиис выданным ученику
планом,втомчислесиспользованием
телефонной связи |
Ответына возникающие вопросы |
Самостоятельноеознакомление с теоретическим материалом |
Закрепление знаний |
20 |
Консультирование
в соответствиис выданным ученику
планом, в том числе с использованиемтелефонной
связи |
Ответына возникающие вопросы |
Самостоятельноевыполнение практических заданий |
Выполнение итогового
задания |
30 |
Наэлектронномили бумажномносителе |
Прием и оценка домашнего
задания(с фиксациейв АИС«Образование») |
Самостоятельное
выполнение домашнего задания
(рефлексия,творческое задание и пр.) |
3. СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Инструменты и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения.
Для использования всех ниже рассматриваемых инструментов необходимо наличие микрофона, веб-камеры и доступа вИнтернет.
1.
Skype дает следующиевозможности:
-
Обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен,видеообмен);
-
доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
-
дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в
группе (до 50 учениководновременно);
-
есть функционал демонстрации экранакомпьютера;
-
дает возможность обменафайлами;
-
загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до
30дней.
2.
Zoom (время проведения эфира
ограничен 40минутами):
-
Обменинформациипредставлен в различнойформе(переписка, аудиообмен,видеообмен);
-
доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
-
дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в
группе (до 50 учениководновременно);
-
есть функционал демонстрации экранакомпьютера;
-
дает возможность обменафайлами;
-
загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до
30дней;
-
есть возможность использования виртуальнойдоски.
4. ОБЗОР
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПЛОЩАДОК
В процессе дистанционного обучения учителя могут использовать онлайн-контент электронных образовательных площадок и издательств. В таком случае объем аудиторной работы учителясокращается.
Образовательные ресурсы должны обеспечивать бесперебойную работу и быть бесплатными для родителей (законных представителей).
Обязательна фиксация использования учебных материалов и результатов.
Высвободившееся время учитель может использовать на методическую и организационную работу, проведение онлайн уроков или уроков с использованием кейс-технологий.
В условиях перехода на ДО многие разработчики электронных образовательных платформ и издательств открыли свободный доступ к своему онлайн контенту.
Бесплатные онлайн-ресурсы для обеспечения дистанционного обучения:
«Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) – уроки и задания для всех классов и по всем основным учебным предметам. Этоболее120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
«Московская электронная школа» (https://uchebnik.mos.ru/catalogue) – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов – всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.
«Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/home/) – сервис для учителей, рассчитанный на 1-5 классы. Ресурс содержит более 35 тыс. заданий разного уровня сложности для обучающихся 1–5-х классов. Все задания разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного стандарта. В числе возможностей «Яндекс.Учебник» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь дляобучающихся.
«ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/) – направлен на проверку усвоенного материала. Педагог даёт обучающимся проверочную работу, обучающийся заходит на сайт и выполняет задание педагога; если обучающийся допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как обучающиеся справляются с заданиями.
«Учи.ру» (https://uchi.ru/) – крупная образовательная онлайн-платформа с целой система онлайн заданий для учеников разных классов и разной подготовленности. Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению.
«Билет в будущее» (https://site.bilet.worldskills.ru/) – профориентационный портал с видеоуроками для средней и старшей школы;
«Урок цифры» (https://урокцифры.рф/) – Всероссийский образовательный проект, позволяющий школьникам знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий ипрограммирования.
Информационно-образовательная база ГКОУ РД «Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов» для использования в ДО педагогами и учащимися по адресу:http://dagrcdo.ru/?p=3327