Роль школьного историко-краеведческого музея в
обучении и воспитании детей
Бекеров Нурахмед Вагифович
учитель музыки
МКОУ «Курушская СОШ№1»
Хасавюртовского муниципального района
Все мы хотим, чтобы наши дети
выросли добрыми, честными, духовно богатыми, любили Родину, преумножали её
богатство, были готовы встать на её защиту, уверенно ориентировались в нашем не
простом мире.
В современном российском
обществе вслед за формированием рыночных отношений
политических свобод постепенно происходит переоценка
традиционных российских ценностей.
И
как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, снижение общей
культуры молодежи, националистические и сектантское влияние над детьми и
молодёжи. На мой взгляд, сознание у многих молодых людей поражены, эгоизмом,
цинизмом, агрессивностью. Уклонение от воинской службы, пьянство-вот ещё
проблемы с которыми мы сталкиваемся за последние годы.
Не являются нам
соперниками и СМИ, особенно телевидение. Это под их воздействием стали все
более заметными тенденции постепенной утратой обществом российского
патриотического сознания, формирования культа наживы и насилия. Получает все
большее распространения равнодушие к окружающему.
К сожалению, приходится
признать, что наши современные фильмы в большинстве своем непатриотичны, не
обращены к душе человека, которые захватывали бы так что аж слезы выступали на
глазах, от нахлынувших чувств.
Поэтому, Уважаемые
гости, большая часть работы по возрождению идеалов добра и справедливости
ложится на наши плечи –учителей и школы. Как же эти проблемы решаются в нашей
школе и конкретно, что делаю я в этом направлении. Делается не мало по вопросам
патриотического воспитания. Я остановлюсь на работе школьного краеведческого
музея, о его роли в обучении и воспитания детей, формировании патриотизма.
Наш в музей открыт в
2017 году, он стал центром патриотического воспитания школьников и молодежи
села. Здесь проводятся уроки истории, краеведения, уроки мужества, встречи с
ветеранами войны и труда, тематические экскурсии, научно –практические
конференции. Составляем свою книгу о памяти ветеранов.
К очередной годовщине
Победы мы пополнили музей новыми экспонатами, из которых ребята узнают о
подвигах и прадедов, при общаются к истории своей страны, в их сердцах
рождается гордость за свой народ , за его подвиг в этой войне. Ребята под моим
руководством кропотливо собирают материал об истории родного села, о земляках,
родителях. Этим материалом пополняются экспозиции музея –хранителя исторической
памяти. Я осознаю, что важнейшим элементов формирования патриотизма является
историческое, культурное, духовное наследие нашего народа. И тут велика роль
исторической памяти. Память противостоит уничтожающий силе времени. Благодаря
ей, прошедшие входит в настоящее, а будущее как бы укладывается настоящим,
соединённым с прошлым. Владеть исторической памятью –значит сохранить
преемственность поколений, проникнуть в глубину народной мудрости, духовного
величия и героических свершений, познать загадочность русской души, впитать и
преумножить наследие предков.
Вне памяти, вне традиции
и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека. Строя
день сегодняшний, подготавливая день завтрашний мы идем по не легкому пути.
Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое .
Вот почему так мощно звучал и звучит мотив исторической памяти. Вот почему мы
обязаны конкретно изучать историю и культуры своего края ,значимость и
актуальность которого трудно переоценить .
Я, как учитель истории
стараюсь делать все, что бы дети могли гордится своей школой ,трудовыми
успехами родителей ,помнили и бережно относились к живым свидетелям истории. Я
вижу как экспонаты музея волнуют и впечатляют детей. Они отодвигают время
назад, веют другой эпохой. Это жернова ,которым поклонится надо до земли:
долгие годы они кормили сельчан. На них мололи ,двигая вручную по горстке зерна
и дети продемонстрировать их работу ,удивляясь что это было не так просто… А
липовая обувка в которой можно пройтись и т.д. .Так что у нас не склад
экспонатов ,а история возрождающиеся в экспонатах. Наша краеведческая работа
тесно связана с поисковой деятельностью. Поиск вливается в исследовательскую
работу. Исследование моих учеников-это размышление о судьбе России, малой
Родины, копилка памяти поколений. Ведь события в стране коснулись каждой семьи:
кого–то ударили в грудь ,кого-то задели коллективизация, репрессии
,предвоенное время строек ,война и снова восстановление разрушенного. Обо все
этом и пишут мои ученики.
Надо отметить ,что в
музееведении исследовательской деятельности уделяю большое значение. Ведь она
воспитывает личность ,развивает память, наблюдательность. Проделанная работа
приносит маленькое ,но яркое чувство радости ученикам, вызывает желание
повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. Я стараюсь
заинтересовать, «заразить» своих учеников исследовательской деятельностью ибо
знаю если добьюсь этого ,то не будет и «манкуртизма» ,то есть потери человека
исторической памяти и равнодушие к истории страны.
Изучение родного края
имеет не только огромное образовательное но и воспитательное значение. Оно
воспитывает в наших душах чувства любви к родным местам ,гордости своими
земляками,-их трудовыми традициями, ратными подвигами-это что мы называем «
патриотизмами» и «высокой нравственностью», которые определяют основные
параметры поведения человека в обществе его жизненную позицию. Известный
историк Шмит писал: «Краеведческие знания воспитывают не только разум но
и душу»
Музейное дело-это
большой труд. В целях результативной деятельности в этом направлении я издал
Программу, которая называется «Спасем и сохраним наши корни» на республиканском
уровне в 2010 году. Она нацелена на все сторонние, конкретное исследование
объектов; на исследование фактов отдельных событий ,судьбы отдельного человека
в периоды эпохальных исторических потрясений. Согласна данной Программе
мы ведём работу по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным
проблемам истории отечества и нашего края, в масштабах района, села, края. Это
не может не делать данное направление исторического исследования интересным.
Доступный местный материал, интерес к специфике Малой Родины, к деталям
бытовой, профессиональной ,общественной жизни её населения позволит мне и мои
помощникам по музейной работе внести свой ,пусть и небольшой, но реальный вклад
в развитии отечественной истории, увидеть специфику исторического
,социологического и других видов исследования и ,вероятно,
главное-получит опыт подлинной исследовательской деятельности во всем
спектре трудностей ,радостей ,поражений и побед.
Дети получают
определенный набор знаний, умения и навыков, которые пригодятся им в будущей
взрослой жизни.
Вещи, которые окружают
нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не
задумываемся ,когда и как они появились ,кто их придумал и как они устроены. А
сколько вещей, некогда широка бытовавших вышли из нашего обихода превратились в
редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся, изучаются и
демонстрируются в нашем музее.
Истиное предназначение
историко –краеведческого музея нашей школы –дать будущим поколениям
представление, о том какими были их предки на этой земле, какие события
происходили много-много веков назад. Недаром музей (от греческого
«музеион»-храм муз)называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и
знаний.
В нашем музее имеют
место работы учащихся по темам:
1.Спасем и Сохраним наши
корни.
2.История родного края.
3.Памятники истории и
культуры.
4.Традиции патриотизма.
5.Экускурссии и походы.
6.Моя родословная.
Нами собран богатой материал и написаны исследовательские работы о
шестерых войнах-афганцах уроженцев с
Куруш погибших в Афганистане
20.09.2019
Просмотров всего: , сегодня: