ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Тема: Слова-паразиты. Учебный предмет: русский язык. Возраст участника: 11 лет.

01.01.2017


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Тема: Слова-паразиты.

Учебный предмет: русский язык.

Возраст участника: 11 лет.

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Автор проекта: обучающийся 5 «б» класса: Салахов С.Ф.

Руководитель проекта: Селимов А.П.

Цель проекта: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи:

1.Определить, что такое слова-паразиты;

2.Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

3.Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

4.Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5.Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

Необходимое оборудование:

1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М.

2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев - Одесса, 1984

3 Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004

4. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

Аннотация. Актуальность проекта:Актуальностьпроекта обоснована тем,что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Личностная значимость: Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем проекте я попыталась ответить на эти вопросы.

Предполагаемый продукт проектной деятельности учащихся: презентация , буклет «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»

Тезисы проекта.

-Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм.

-Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание.

-Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

-Причины употребления слов- паразитов таковы: недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово), намеренное заполнение паузы между словами или выражениями, быстрая, неподготовленная, спонтанная речь, мода на некоторые слова.

-Для проведения исследования мною была составлена анкета. Всего в анкетировании приняли участие 48 учащихся. Таким образом, результаты показали нам, что из 48 опрошенных учащихся, все употребляют слова- паразиты. Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово «ну». На втором и третьем местах по частоте употребления – «блин» и «ваще». Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать каких-то способов борьбы со словами-паразитами в речи. Из 48 опрошенных учеников ответили 15 учащихся. Опираясь на приведённый опрос, нахожу лексически пустые единицы, или слова-паразиты.

-В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Поэтому необходимо стараться избавляться от них.

Отзыв руководителя на исследовательский проект ученика 5 б класса Салахова Садиха Ф.

Работа «Слова-паразиты».

Автор поставил перед собой цель доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи:

1.Определить, что такое слова-паразиты;

2.Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;

3.Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;

4.Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

5.Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

Актуальность проекта: Актуальностьпроекта обоснована тем,что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Проект представляет собой интересную работу, содержащую ряд выводов. Автор доказывает, что все ученики, которые приняли участие в опросе, в той или иной мере употребляют в своей речи слова-паразиты. Причины употребления таких слов могут быть разными, но вывод один:от них нужно как можно скорее избавиться.

Данная работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Салахова Садиха Ф. может быть представлен на школьной конференции защиты проектов.

_________________________________Адигозелов В.Б

« 17» сентябрь 2017 г.







Вот некоторые из них.

1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.Хочу такой сайт

2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи.

3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

5.Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!

9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»

4. Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

1. изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

2. изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 8-11 классов нашей школы,

3. нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи

4. в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составил частотный словарь.

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».

III.Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».

Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче»

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев

Приложение 1

1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Приложение 2

Приложение 3

САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсахпрофессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 22 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас:
https://infourok.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».