проект на тему: «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков» Выполнила: Юсупова С.М.., социальный педагог МКОУ «Курушская СОШ № 1» Хасавюртовского р.

01.01.2017

Дагестанский институт развития образования

Кафедра педагогики и психологи и образования

проект

на тему:

«Социально-педагогическая коррекция

агрессивного поведения подростков»

Выполнила: Юсупова С.М.., социальный педагог МКОУ «Курушская СОШ № 1» Хасавюртовского р.


Махачкала, 2016

Содержание

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков............................................................. 6

1.1 Социально - психологические особенности подростков с агрессивным

поведением...................................................................................................... 6

1.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по

коррекции агрессивного поведения подростков.......................................... В

Глава 2. Методика коррекции девиантного поведения подростков.......... 11

2.1 Диагностика проблем детей с агрессивным поведением..................... 11

2.2 Программа социально-педагогических мероприятий коррекции

агрессивного поведения подростков........................................................... 12

Заключение................................................................................................... 16

Литература................................................................................................... 18


Введение

Актуальность исследования:Исследования социологов, психологов и педагогов доказывают, что в большей степени в социально-педагогической поддержке нуждаются учащиеся подросткового возраста. Взросление усиливает процессы самоутверждения и самопознания. Значительную часть подростков сопровождают дискомфортность их положения в семье, школе, обществе, беззащитность, отчужденность от взрослых, тревожность, болыненство подростков находятся в «зоне конфликтности» с учителями, родителями, сверстниками многие выбирают «жесткие» способы разрешения конфликта.

В работах Е. А. Александровой, Ш. А. Амонашвили, Т. В. Анохиной, В. П. Бедерхановой, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, М. И. Губановой, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, Т. А. Строковой, Н. Е. Щурковой, С. М. Юсфина и др. представлены содержательные и процессуальные аспекты педагогической поддержки учащихся в деятельности педагогов.

Актуальность проблемы агрессивность в настоящее время возросла, так как ежедневно мы сталкиваемся с ней на улице, в школе. В социальной среде повысилось демонстративное и вызывающее поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность, возросла преступность среди подростков. Что является одной из острейших социальных проблем нашего общества.

Данная проблема в подростковом возрасте вызывает научный интерес многих исследователей. Вместе с тем попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности предупреждения и коррекции агрессивного поведения.


3. Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком.

4. Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению.

5. Непоследовательность в применении наказаний.

6. Использование строгих, в том числе физических, наказаний.

Агрессивные подростки отличаются некоторыми общими чертами.

Это бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов, низкий уровень

интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Так же им свойственна эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников и против окружающих взрослых. Так же среди агрессивных подростков встречаются и дети интеллектуально и социально хорошо развитые. Для них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей

самостоятельности и взрослости. "Девиантное поведение часто формируется под влиянием сверстников. Для подростков существует вероятность связаться с плохой компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая культура, связанны с переходом в мир взрослых. Подростковый возраст является кризисным периодом.

1.2 Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков

В рамках данного работы под коррекцией мы понимается исправление недостатков развития личности.

Основными показателями эффективности коррекционной работы со стороны взрослых являются : снижение психолого - педагогической помощи подростку в овладении агрессивным поведением, снижение беспричинных, немотивированных проявлений агрессии, снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного поведения, снижение частоты проявления агрессивных реакции вне семьи, при посторонних, при неудачах и др.

Изучение осуществляется с применением ряда методов исследования, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга, такими методами могут быть: наблюдение, эксперимент, метод беседы, анкетный метод ,тест , изучение результатов деятельности, самонаблюдение.

После анализа полученных данных намечаются перспективы жизнедеятельности воспитанника, строится оптимальный план коррекцией его личности и поведения.

В процессе работы необходимо учитываются два аспекта:

1. Психологический. Заключается в том, что устраняются внутренние причины, мешающие нормальному развитию психики.

2. Педагогический. Заключается в создании условий и применении некоторых специальных средств педагогического воздействия на подростков с агрессивным поведением с целью изменения их личности.

Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Превентивные меры и управление агрессии могут осуществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии, (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция "за что?"), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.

Вопрос предупреждения и коррекции детской агрессивности освещается в немногочисленных работах. В зарубежной практике накоплен определенный опыт коррекции детской агрессивности, который во многом зависит от теоретических взглядов на природу этого феномена.

Педагогическая программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков, включает три модуля, каждый из которых охватывает основные направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами, учащимися, родителями).

Особое место в коррекционной работе следует выделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер.

Специально организованная программа коррекционных мероприятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков. Наиболее эффективными являются те программы, которые предполагают долговременное сотрудничество с ребенком, педагогами, его семьей и сверстниками агрессивного подростка.


Глава 2. Методика коррекции девиантного поведения подростков

2.1. Агрессивное поведением методики диагностики

Для реализации данной цели работу необходимо проводить по следующим направлениям: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей, работу осуществляют социально-педагогические работники школы.

Диагностическим материалом позволяющим выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей относятся следующие методики:

1. Методика "Рисунок семьи"

2. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребенка.

3. Беседа с родителями и подростком, а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

4. Наблюдение за ребенком на уроке и перемене, беседа с учителем.

5. Тест выявления тревожности у ребенка.

6. Тест "стиль педагогического общения".

7. "Социометрическая методика" (изучение межличностных отношений ребенка с классом).

8. Методика "рисунок человека".

9. Тест Векслера на интеллектуальное развитие ребенка.

10. Методика "свободный рисунок".

11. Беседа с родителями на тему увлечений ребенка в его свободное от учебы время.

12. "Тест Руки" Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

2.2 Программа социально-педагогических мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков

Предлагаемая программа составлена для работы с подростками 11-14 лет. Целью данной программы является коррекции агрессивного поведения подростков и предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Задачи программы:

1. Обучить основным приёмам общения, стимулируя развитие у подростков коммуникативной культуры.

2. Сформировать потребность конструктивно действовать в различных конфликтных ситуациях.

3. Развивать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив её необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Социальному педагогу важно при работе с агрессивными детьми желательно занять безоценочную позицию, то есть не делать оценочных замечаний, так как такие замечания не способствуют установлению контакта с подростком.

Успешной коррекции агрессивного поведения подростков будет способствовать если следовать следующим принципам: контакт с ребёнком, уважительное отношение к личности ребёнка, положительное внимание к внутреннему миру ребёнка, безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;

Программа мероприятий социально-педагогической коррекции агрессии у подростков реализует следующие направления: а) Работа с подростком; б)Работа с родителями.

Программа рассчитана на 8 занятий по 35 минут, один, два раз в неделю. Общая структура занятий включает в себя:

1. Ритуал начала занятия. Приветствие, выяснение общей

атмосферы в группе, настрой группы на работу.

2. Основная часть. Настрой и проведение упражнения. Обсуждение результатов.

3. Подведение итогов занятия ведущим и участниками.

4. Ритуал окончания занятия.

Первое занятие направленно на снижение агрессивности средством двигательной активности. Выполняются упражнения "Давайте

познакомимся", "Давайте поздороваемся", "Тайландский бокс".

Второе занятие способствует снижению агрессии посредством

привлечения внимания к другим ребятам, обучения пониманию положительного, и отрицательного отношения друг к другу. Выполняются упражнение "Запомни", "Баллы на пальцах", "Прощание".Хочу такой сайт

На третьем занятии подростки учатся делать друг другу приятное, менять свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других. Выполняются упражнения "Фотоаппарат", "Лабиринт", "Ящик с "обидками".

Четвертое занятие направленно на снижение агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнение "Корабль", "Руки знакомятся, ссорятся, мерятся", "Пара ласковых".

Пятое занятие поможет снизить агрессию посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнения "Волшебные заросли", "Рисуем", "Кто позвал, узнай!"

Шестое занятие направленно на снижение агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнение "Волшебный ящик", "Походка", "Рисунок".

Седьмое занятие способствует снижению агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения


Глава 2. Методика коррекции девиантного поведения подростков

2.1. Агрессивное поведением методики диагностики

Для реализации данной цели работу необходимо проводить по следующим направлениям: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей, работу осуществляют социально-педагогические работники школы.

Диагностическим материалом позволяющим выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей относятся следующие методики:

13. Методика "Рисунок семьи"

14. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребенка.

15. Беседа с родителями и подростком, а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

16. Наблюдение за ребенком на уроке и перемене, беседа с учителем.

17. Тест выявления тревожности у ребенка.

18. Тест "стиль педагогического общения".

19. "Социометрическая методика" (изучение межличностных отношений ребенка с классом).

20. Методика "рисунок человека".

21. Тест Векслера на интеллектуальное развитие ребенка.

22. Методика "свободный рисунок".

23. Беседа с родителями на тему увлечений ребенка в его свободное от учебы время.

24. "Тест Руки" Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

2.2 Программа социально-педагогических мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков

Предлагаемая программа составлена для работы с подростками 11-14 лет. Целью данной программы является коррекции агрессивного поведения подростков и предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Задачи программы:

4. Обучить основным приёмам общения, стимулируя развитие у подростков коммуникативной культуры.

5. Сформировать потребность конструктивно действовать в различных конфликтных ситуациях.

6. Развивать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив её необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Социальному педагогу важно при работе с агрессивными детьми желательно занять безоценочную позицию, то есть не делать оценочных замечаний, так как такие замечания не способствуют установлению контакта с подростком.

Успешной коррекции агрессивного поведения подростков будет способствовать если следовать следующим принципам: контакт с ребёнком, уважительное отношение к личности ребёнка, положительное внимание к внутреннему миру ребёнка, безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;

Программа мероприятий социально-педагогической коррекции агрессии у подростков реализует следующие направления: а) Работа с подростком; б)Работа с родителями.

Программа рассчитана на 8 занятий по 35 минут, один, два раз в неделю. Общая структура занятий включает в себя:

5. Ритуал начала занятия. Приветствие, выяснение общей

атмосферы в группе, настрой группы на работу.

6. Основная часть. Настрой и проведение упражнения. Обсуждение результатов.

7. Подведение итогов занятия ведущим и участниками.

8. Ритуал окончания занятия.

Первое занятие направленно на снижение агрессивности средством двигательной активности. Выполняются упражнения "Давайте

познакомимся", "Давайте поздороваемся", "Тайландский бокс".

Второе занятие способствует снижению агрессии посредством

привлечения внимания к другим ребятам, обучения пониманию положительного, и отрицательного отношения друг к другу. Выполняются упражнение "Запомни", "Баллы на пальцах", "Прощание".

На третьем занятии подростки учатся делать друг другу приятное, менять свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других. Выполняются упражнения "Фотоаппарат", "Лабиринт", "Ящик с "обидками".

Четвертое занятие направленно на снижение агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнение "Корабль", "Руки знакомятся, ссорятся, мерятся", "Пара ласковых".

Пятое занятие поможет снизить агрессию посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнения "Волшебные заросли", "Рисуем", "Кто позвал, узнай!"

Шестое занятие направленно на снижение агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнение "Волшебный ящик", "Походка", "Рисунок".

Седьмое занятие способствует снижению агрессии посредством повышения самооценки у тревожных подростков и посредством повышения


уровня коммуникативных способностей. Выполняются упражнение "Мы играем в приключенья!", "Сказка".

Восьмое занятие направленно на ощущения себя взрослым, повышение самооценки, внимательность по отношению к своим поступкам и действиям, самоанализ и самокритика негативного поведения и со своей стороны и со стороны взрослых. Выполняются упражнение "Итоги - каким бы я хотел быть и какой сейчас", "Новая визитка".

Второе направление программы это работа с родителями.

Она преследует цель корректировки семейного воспитания на основе сотрудничества педагогов и родителей.

Основными задачами работы социального педагога с родителями являются:

1) , взаимоотношения ребенка с семьей, изучение семейной атмосферы ученика;

2) научить взрослого владеть не контролируемыми негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;

3) психолого-педагогическое просвещение родителей.

Данная программа включает следующие этапы:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родителями.

3. Работа с проблемными семьями.

Для улучшения семейных отношений и улучшения микроклимата в семье необходимо проводить родительские собрания, встречи с психологом, наркологом, врачом терапевтом, инспектором.

Предлагаемые темы родительских собраний.

Семейная атмосфера.

Грубость и непонимание в семье.

Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребёнка.

Поощрения и наказания в семье.

Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.

Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

Роль семейных традиций в воспитании подростков.

Формирование правосознания у подростков.

Данная программа направленна на снижение уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышение активности. Она может быть использована социальными педагогами в практической работе с детьми, у которых наблюдается повышенная агрессивность.


Заключение

В условиях изменения жизненных ценностей особенно трудно приходится подросткам с ещё не устоявшимися нравственными понятиями. Специфика этого возраста делает подростков чувствительными к различным социальным деформациям и ошибкам в воспитании.

Проведенный анализ литературы показал, что существуют различные теоретические подходы к определению понятия и сущности "агрессии" и "агрессивного поведения". Обнаружили что, различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности.

Развитию агрессивного поведения могут способствовать воздействие неблагоприятных факторов. В их число входит взаимосвязанные факторы, обуславливающие проявление агрессивности у подростков, такие как: индивидуальный фактор, психолого-педагогический, социально­психологический, личностный, социальный. Подросткам с агрессивным поведением необходимо специально организованная коррекционная работа, позволяющая исправить недостатки развития личности.

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей. Реализация данных направлений позволяет изменить позицию ребёнка в семье и в школе; нейтрализовать негативные факторы, идущие от внешней среды. Теория и практика свидетельствуют, что специально организованная программа коррекционных мероприятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков.

Для снижения уровня агрессивности у подростков была разработана и реализована программа социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. Данная программа предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением и реализации


задач самовоспитания и саморазвития, обеспечив её необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

В программе большое внимание уделено работе с родителями подростков, организация родительских собраний, способствующие овладению приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

Программа направлена на снижение уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Внедрение в практику социального педагога данной программы возможна будет способствовать тому что, подростки станут менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.

В ходе выполнения данной работы мы реализовали цели и задачи сформулированные в начале работы: выявили теоретические основы агрессивного поведения; определили особенности агрессивного поведения подростков; разработали программу социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков.

Работа может быть использована психологами и социальными педагогами в своей практической деятельности, для улучшения эффективности работы с агрессивными подростками.


Литература

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М, 2000

2. Берковиц, Л. Агрессия Причины последствия и контроль. / Л. Берковиц. - Спб., 1999

3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. - М., 1980

4. Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - М., 1994

5. Монина, Г., Лютова, Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. / Г. Монина, Е. Лютова. - №10. - 2000. - С.7-8.

6. Монина, Г., Лютова, Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. / Г. Монина, Е. Лютова. - №10. - 2000. - С.7-8.

7. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. / А.В. Мудрик. -М., 1990

8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов Высших пед. уч. заведений / Под редакцией В.А. Сластенина. / А.В. Мудрик. М.: ИЦ" Академия", 2000

9. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности./ В.С. Мухина. - М., 1985

10. Нравственность. Агрессия. Справедливость// Под ред. А.М. Матюшкова

11.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1999

12.Окленд, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ В. Окленд. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000

13.Роберт, Б., Дебора, Р. "Агрессия" / Б. Роберт, Р. Дебора - С - П. 1994.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».