ПРОЕКТ ПО ИНФОРМАТИКЕ "Использование системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic при создании обучающих и контролирующих программ"

01.01.2017

МКОУ Курушская СОШ№1

ПРОЕКТПОИНФОРМАТИКЕ

"Использование

системы объектно-ориентированного

программирования VisualBasic

при создании

обучающих и контролирующих программ"

Работу выполнил:

Балиев Альберт Шайдабегович,

учитель информатики

МКОУ Курушская СОШ№1

с. Куруш

2017

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………. 3

Описание процесса создания программы…………………….. 6

Заключение…………………………………………………………. 10

Список литературы………………………………………………… 11

Приложения

Создание инсталляционного пакета …………………………… 12

Программный код………………………………………………….. 17

Введение

Сейчас в обучении актуален контроль знаний учащихся с помощью тестирования. В педагогической науке существует целое направление, занимающееся разработкой правил составления тестов согласно законам психологии и дидактики. Тесты составляют методисты и учителя.

Проблема:

Сегодня огромное количество всевозможных образовательных ресурсов предлагаются педагогам. Однако для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка. Поэтому возникает необходимость в умении «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский.

Решение проблемы:

Создание обучающей и контролирующей программы для классов начальной школы в системе объектно-ориентированного программированияVisualBasic, учитывая потребности учителей и учащихся нашего лицея.

Цели проекта:

üформирование интереса к обучению у учащихся ;

üсоздание условия для активизации познавательной деятельности учащихся;

üразвитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического и алгоритмического мышления;

üвоспитание заинтересованности к предметам, ответственности;

üпривлечение старших школьников к созданию программ в среде объектно-ориентированного программированияVisualBasic.

Задачи проекта:

Ø обеспечить усвоение учебного материала полученного на уроках;

Ø сформировать умения и навыки учащихся путем применения полученных знаний;

Я также ставлю перед собой задачу:

Øзакрепить знания, полученные при изучении темы "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования".

Ход проекта:

ØОсмысление цели проекта;

ØИзучение литературы по информатике;

ØОтбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

ØПродумывание удобного графического пользовательского интерфейса программы;

ØНаписание программы на языке объектно-ориентированного программированияVisualBasic;

ØТестирование программы;

ØИсправление ошибок;

ØСоздание инсталляционного пакета программы;

ØПредставление результата.

Проблемные вопросы:

ØОпределить темы и вопросы для использования в программе;

ØПодобрать графические изображения;

ØРазработать графический интерфейс программы.

Результат представления исследований:

ØКомпьютерная поддержка уроков в школе, на основе обучающей и контролирующей программы.

Информационные ресурсы: различные словари, справочники, дидактические материалы, Интернет – ресурсы.

Опираясь на знания, полученные на уроках информатики, я разработал программу, которая может проверять знания учащихся школы по предметам:

o Математика;

o Русский язык;

o Окружающий мир.

Описание процесса создания программы

На уроках информатики мы изучаем основы программирования на языкеVisualBasic, решая учебные задачи, составляем программы на различные темы. Но нам, учащимся, необходимо видеть, как и где можно применить на практике полученные знания.Мне захотелось сделать что-то полезное, используя и углубляя свои знания по программированию. Я поставил перед собой задачу – разработать программу для компьютерного тестирования и проверки знаний школьников.

Работая с учебниками по языку программированияVisualBasic и справочной системой средыVisualBasic, я понял, что моих знаний вполне достаточно для написания такой программы. Кроме того, для оценки правильности своей работы в содержательном смысле, я отталкивался от литературы по тестированию, пользовался информацией из Интернета.

При разработке и создании обучающей и контролирующей программы необходимо было учитывать следующие критерии:

o удобство работы с программой;

o удобство навигации между темами;

o необходимость предусмотреть невозможность нарушения работы программы в связи с некорректными или ошибочными действиями пользователя;

o программа должна быть разработана с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Одним из самых ответственных этапов работы, было продумывание удобного графического пользовательского интерфейса программы. В ходе работы над проектом он менялся несколько раз.

Когда работа была почти готова, программа была апробирована учащимися . Ребятам очень понравилось работать с программой, они с большим интересом выполняли все предложенные им задания. А потом с охотой высказывали все свои пожелания, что они ёще хотели бы видеть в программе. Мне это тестирование очень помогло, я учел некоторые пожелания детей (включил проверку словарных слов), а самое главное я полностью изменил графический интерфейс программы, сделал его проще и удобнее для ребят, т.к. в ходе апробации у ребят возникали некоторые трудности при работе с программой.

Ну и, наконец, самым ответственным было необходимость предусмотреть невозможность нарушения работы программы в связи с некорректными или ошибочными действиями маленьких пользователей. И мне это удалось, благодаря использованию диалоговых окон.

После прохождения всего теста выводится сообщение о количестве правильных и не правильных ответов. Оценка не ставится, но даются рекомендации, например – «Срочно берись за учебник! У тебя всё получится!», «Учи словарные слова!».

При решении заданий из таблицы умножения, также ведется подсчет правильно решенных примеров. После каждого примера выводится сообщение «Молодец!» или «Не правильно! Попробуй ещё раз», а также появляется рисунок «улыбающийся смайлик» или «огорчённый смайлик» соответственно.

Я назвал свою программуOtlichnic-1,

Программа содержит задания по предметам:

o Математика;

o Русский язык;

o Окружающий мир.

Для работы с программой необходимо выполнить следующие действия:

1. Установить программуOtlichnic-1.

2. В меню выбрать предмет.

3. Выбрать из предложенного списка тест или вид работы. Появится кнопка, на которую необходимо кликнуть мышкой для вывода соответствующего задания на экран.

4. Прочитать внимательно задание и ввести в диалоговое окно ответ.

5. После завершения появится сообщение о результате пройденной работы.

6. Для смены задания необходимо снова выбрать предмет.

Заключение

Работа над этим проектом помогла мне лучше закрепить теоретические знания, полученные при изучении темы "Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования", отработать полученные навыки. В дальнейшем я хочу продолжить эту работу.

Созданная мной программа может использоваться, как индивидуально учащимися дома, так и на уроках.

Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта задания будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость проекта.

Список литературы

1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.

2. Итоговый контроль в начальной школе. Учебно-справочные материалы «Окружающий мир», Е.В. Чудинова, М.Ю. Демидова.

3. Контрольно-измерительные материалы «Окружающий мир», сост. И.Ф. Яценко

4. Самоучитель «Понятно оVisualBasic .Net», С.Н. Лукин

Приложения

Приложение 1

Создание инсталляционного пакета

Для того чтобы программа заработала на других компьютерах необходимо создать инсталляционный пакет моей программы.

Прежде всего, создадим новый проект особого типа, который будет инструментом для получения из проекта Новаянеожиданность(это рабочее название моего проекта) инсталляционного пакетаOtlichnic-1. Для этого:

1) ЗапустимVS. ЗатемFile®New®Project®в левом поле окна создания проекта (Рисунок 1) выберем Setup and Deployment Projects, а в правом – Setup Project ®дадим название для инсталляционного проекта,Otlichnic-1.®OK.

Рисунок1

Инсталляционный проект и решение созданы. Инструмент создан (Рисунок 2).

Рисунок2

2) Теперь инструменту нужно объяснить, над чем он должен трудиться, чтобы получить инсталляционный пакет. Этим «предметом труда» и будет как раз мой рабочий проект Новаянеожиданность. Нужно просто добавить проект Новаянеожиданность в решение. Делается это привычным образом:File®Add Project®ExistingProject®

Таким образом, решение теперь состоит из двух проектов: инсталляционного проектаOtlichnic-1и самого проекта Новаянеожиданность(Рисунок 3).

Рисунок3

3) Следующий шаг. Выделимв Solution Explorerпроект Otlichnic-1.Далее:Project®Add®ProjectOutput. Перед нами возникнет окно (Рисунок 4).

Рисунок4

Проследим, чтобы вся информация в полях окна была такая же, как на рисунке. В этом окне мы указываем, что инсталляционный пакет нужно создавать именно для проекта Новаянеожиданность (верхнее поле), и определяем содержание работы инсталляционного пакета (список в центре окна). Выделенный элемент Primaryoutput означает, что результатом инсталляции будет то главное, что требуется, а именно: исполняемый файл приложения (exe) или библиотека (dll). Однако результатом инсталляции могут быть и другие, вспомогательные объекты, например, файлы с исходным кодом программы. Нажимаем ОК. В окне Solution Explorer проектOtlichnic-1начал наполняться содержанием.

4) Займемся настройкой папки приложения. Выделим элемент Application Folder и зайдем в окно свойств. Значением свойства DefaultLocation (Расположение по умолчанию) является некая условная схема:

[ProgramFilesFolder][Manufacturer]\[ProductName]

Она означает, что файлы инсталлируемого приложения по умолчанию располагаются на компьютере в папке с названием этого приложения (ProductName), которая располагается внутри папки с именем производителя приложения (Manufacturer) , которая располагается внутри папки Program Files. Мы можем оставить все как есть.

5) Теперь позаботимся о том, чтобы в стартовом меню пользователя оказался ярлык нашего приложения, иначе пользователь не сможет запускать наше приложение из стартового меню. Для этого, выделив в левой панели элемент Application Folder, щелкните правой клавишей мыши по элементу Primaryoutput в правой панели и в контекстном меню выберите Create Shortcut to Primaryoutput. Ярлык с длинным названием добавляется в папку приложения (Рисунок 5).

Рисунок5

Там ему делать нечего, перетащим его в папку User’s Programs Menu, а там переименуем во что-нибудь более удобоваримое и короткое, например, вOtlichnic-1.

6) В папке BIN внутри папки проекта Новаянеожиданность имеются графические файлы, которыми проект пользуется во время работы. Эти файлы необходимо включить в инсталляционный пакет. Для этого выделяем в Solution Explorer проектOtlichnic-1, затемProject®Add®File®находим на диске нужный файл и делаем по нему двойной щелчок. Файл оказывается в папке приложения. После инсталляции на компьютер пользователя он окажется там тоже в папке приложения.

7) Настраиваем конфигурацию:Build®ConfigurationManager. Появляется окно (Рисунок 6).

Рисунок6

Проекты могут иметь конфигурацию Debug, удобную для отладки, а могут иметь конфигурацию Release, необходимую, когда уже все отлажено и приложение выпускается (Release) в большой свет. Нам отлаживать уже ничего не надо, поэтому в верхнем списке выбираем Release. Все должно быть как на рисунке. Нажмите Close.

8) Основные необходимые настройки мы сделали. Завершающий аккорд – компиляция инсталляционного пакета. Для этого –Build®BuildSolution. Некоторое время компьютер компилирует (причем компилируются оба проекта), в окне Output появляются сообщения, наконец в строке состояния возникает сообщение Build Succeeded. Это значит, что создание инсталляционного пакета успешно завершено.

Где же он – наш инсталляционный пакет? Выйдем изVS вWindows. Заглянем в папку проектаOtlichnic-1. Там появилась папка Release. В ней мы увидим среди других файлов файлOtlichnic-1.msi. Этот файл и есть наш инсталляционный пакет.

Приложение 2

Фрагмент программного кода

Public Class Form1

Dim a, b, p, n, s1, s2, c1, p1, p2, p3, p4, p5 As Integer

Dim otvet As String

Dim otet As String

Dim c, o1, o2, o3 As String

Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click

'таблицаумножения

Randomize()

Label1.Text = Int(Rnd() * 10 + 1)

a = Label1.Text

Label3.Text = Int(Rnd() * 10 + 1)

b = Label3.Text

1: c = InputBox("Дайтеответ", "Ответ", "", 300, 500)

If c <> "" Then

If IsNumeric(c) Then

If c = a * b Then

PictureBox1.Show()

PictureBox1.Image = Image.FromFile("11.JPG")

MsgBox("МОЛОДЕЦ!") : p = p + 1

Label5.Text = a * b

Else

PictureBox1.Show()

PictureBox1.Image = Image.FromFile("2.JPG")

MsgBox("НЕ ПРАВИЛЬНО! Попробуй ещё раз.")

n = n + 1

2: c = InputBox("Дайте ответ", "Ответ", "", 300, 500)

If c <> "" Then

If IsNumeric(c) Then

If c = a * b Then

PictureBox1.Show()

PictureBox1.Image = Image.FromFile("11.JPG")

MsgBox("МОЛОДЕЦ!")

Label5.Text = a * b

Else

PictureBox1.Show()

PictureBox1.Image = Image.FromFile("2.JPG")

MsgBox("НЕ ПРАВИЛЬНО! Попробуй ещё раз.")

GoTo 2

End If

ElseХочу такой сайт

MsgBox("Вводитетолькочисла") : GoTo 2

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Exit Sub

Else

GoTo 2

End If

End If

End If

Else

MsgBox("Вводите только числа") : GoTo 1

End If

Else

o3 = MsgBox("Ты уже уходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Exit Sub

Else

GoTo 1

End If

End If

End Sub

Private Sub Button2_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button2.Click

TextBox2.Text = "Правильных ответов " & p & ", Неправильных ответов " & n

p = 0

n = 0

End Sub

Private Sub Button6_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button6.Click

'ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

p3 = 0

1: TextBox1.Text = "1.Ктоживетвледянойпустыне?"

PictureBox2.Image = Image.FromFile("1.1.JPG")

PictureBox3.Image = Image.FromFile("1.3.JPG")

PictureBox4.Image = Image.FromFile("1.7.JPG")

otvet = InputBox("Впишите вариант правильного ответа", "Ответ", "", 300, 500)

If otvet <> "" Then

If IsNumeric(otvet) Then

If otvet = 2 Then

MsgBox("Молодец!") : p3 = p3 + 1

Else

MsgBox("Не верно! Правильный ответ 2!")

End If

Else

MsgBox("Вводите только числа") : GoTo 1

End If

Else

o3 = MsgBox("Ты уже уходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Exit Sub

Else

GoTo 1

End If

End If

2: TextBox1.Text = "2. Кто живет в тундре?"

PictureBox2.Image = Image.FromFile("1.11.JPG")

PictureBox3.Image = Image.FromFile("1.6.JPG")

PictureBox4.Image = Image.FromFile("1.2.JPG")

otvet = InputBox("Впишите вариант правильного ответа", "Ответ", "", 300, 500)

If otvet <> "" Then

If IsNumeric(otvet) Then

If otvet = 1 Then

MsgBox("Молодец!") : p3 = p3 + 1

Else

MsgBox("Не верно! Правильный ответ 1!")

End If

Else

MsgBox("Вводите только числа") : GoTo 2

End If

Else

o3 = MsgBox("Ты уже уходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Exit Sub

Else

GoTo 2

End If

End If

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6: TextBox1.Text = "6. Кто живет в тундре?"

PictureBox2.Image = Image.FromFile("21.JPG")

PictureBox3.Image = Image.FromFile("1.4.JPG")

PictureBox4.Image = Image.FromFile("1.13.JPG")

otvet = InputBox("Впишите вариант правильного ответа", "Ответ", "", 300, 500)

If otvet <> "" Then

If IsNumeric(otvet) Then

If otvet = 1 Then

MsgBox("Молодец!") : p3 = p3 + 1

Else

MsgBox("Не верно! Правильный ответ 1!")

End If

Else

MsgBox("Вводите только числа") : GoTo 6

End If

Else

o3 = MsgBox("Ты уже уходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Exit Sub

Else

GoTo 6

End If

End If

TextBox2.Text = "У тебя " &p3 & " правильных ответа из 6."

End Sub

Private Sub Button7_Click_1(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button7.Click

'словарные слова

p5 = 0

Label6.Show()

Label6.Text = "м..локо"

1: otet = InputBox("Впиши в окошко маленькую букву русского алфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "о" Then

Label6.Text = "молоко" : MsgBox("Молодец!") : p5 = p5 + 1

Else

21: MsgBox("Не верно! Подумай ещё!")

otet = InputBox("Впиши в окошко маленькую букву русского алфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "о" Then

Label6.Text = "молоко" : MsgBox("Молодец!")

Else

GoTo 21

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 1

End If

End If

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 1

End If

End If

Label6.Text = "т..лько"

2: otet = InputBox("Впиши в окошко маленькую букву русского алфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "о" Then

Label6.Text = "только" : MsgBox("Молодец!") : p5 = p5 + 1

Else

22: MsgBox("Не верно! Подумай ещё!")

otet = InputBox("Впиши в окошко маленькую букву русского алфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "о" Then

Label6.Text = "только" : MsgBox("Молодец!")

Else

GoTo 22

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 2

End If

End If

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 2

End If

End If

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Label6.Text = "сн..чала"

11: otet = InputBox("Впишивокошкомаленькуюбуквурусскогоалфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "а" Then

Label6.Text = "сначала" : MsgBox("Молодец!") : p5 = p5 + 1

Else

32: MsgBox("Не верно! Подумай ещё!")

otet = InputBox("Впиши в окошко маленькую букву русского алфавита")

If otet <> "" Then

If otet = "а" Then

Label6.Text = "сначала" : MsgBox("Молодец!")

Else

GoTo 32

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 11

End If

End If

End If

Else

o3 = MsgBox("Тыужеуходишь?", MsgBoxStyle.YesNo)

If o3 = MsgBoxResult.Yes Then

MsgBox("Оченьжаль.Пока!")

Button7.Hide()

Label6.Hide()

Exit Sub

Else

GoTo 11

End If

End If

Label6.Hide()

Button7.Hide()

TextBox2.Show()

Select Case p5

Case 11

TextBox2.Text = "Правильных ответов: " & p5 & ". Отлично! Какой ты умный!!!"

Case 10, 9

TextBox2.Text = "Правильных ответов: " & p5 & ". Хорошо! Ты неплохо постарался!"

Case 8, 7, 6

TextBox2.Text = "Правильных ответов: " & p5 & ". Твоя оценка: Удовлетворительно. Учи словарные слова! "

Case 5, 4, 3, 2, 1, 0

TextBox2.Text = "Правильных ответов: " & p5 & ". Срочно берись за учебник! У тебя всё получится!"

End Select

End Sub

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».